Среди диковинок этой столицы, как пишет "Петербургская газета", есть книга, может быть, единственная во всем мире, содержащая более миллиона страниц, скрепленных железными прутьями. Утверждают, что один ее переплет достигает высоты яруса большого дома. /1/.
Эта гигантская книга занимает верхний этаж Управы (полицейского отделения) и представляет собой так называемый адресный регистр. Он существует уже давно, но лишь недавно достиг окончательной степени совершенства, хотя не столь широко известен, как того заслуживает из-за своей полезности и целесообразности. Стоит кому-то из жильцов сменить квартиру — а по официальной статистике в Петербурге это происходит две тысячи раз в день, — домовладелец записывает на специальном типографском бланке имя нового постояльца, указывая его сословие и профессию, а затем отправляет этот бланк квартальному /2/. Тот без лишних проволочек передает сведения далее, для занесения в данный регистр.
Достаточно небольшого числа чиновников, чтобы сразу подшивать поступающие бланки по сословию и первым буквам фамилии нового жильца. С левой стороны листы адресного регистра имеют два больших круглых отверстия, через которые они скреплены железными прутками. Эти дугообразные железные стержни можно открыть посередине, вынимая и добавляя таким образом в книгу любые страницы.
Длинные ряды таких железных прутков с нанизанными на них бланками, уложенных в безупречном порядке, заполняют несколько просторных залов, и поэтому требуется всего несколько минут, чтобы безошибочно обнаружить местонахождение любого петербуржца, который на днях выехал из своей квартиры.
ПРИМЕЧАНИЯ.
1. Так в оригинале: "...welches ueber eine Million Seiten zaehlt.. und dessen Einband das Stockwerk eines grossen Hauses ist. "
2. Квартальный надзиратель или просто квартальный — с 1782 года до середины XIX века должностное лицо городской полиции в Российской империи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий