ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ
Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала
Глава 5. Среди ночи и льда
Глава 6. Путешествие к Заливу Смерти
![]() |
| Худ. Юлиус Пайер. "Залив Смерти". 1883г. ************************ |
ГЛАВА 6. ПУТЕШЕСТВИЕ К ЗАЛИВУ СМЕРТИ
С появлением на небе солнца надежды команды пробудились в третий и последний раз! Впрочем, все, кто знал капитана Крозье, были убеждены, что он никогда не терял надежды.
Настало время для последней попытки. Капитан обратился к своим людям, не скрывая, что на кону – их жизни, и что он ожидает от них предельного напряжения сил. В живых оставалось сто пять человек, но многие, вероятно, были больны или даже умирали, и абсолютно все были совершенно измотаны. Однако с увеличением светового дня их воля к жизни и деятельности вновь пробудилась. Было изготовлено несколько саней, пусть и неуклюжих, тяжёлых, но зато прочных. Три китобойных лодки, которые два года провисели, вмерзнув в шлюпбалки, были отвязаны и спущены на лёд. Была отобрана лучшая из оставшихся запасов провизия, и вокруг лодок выросли штабеля вещей. С растущим волнением люди наблюдали, как солнце с каждым днём всё дольше и дольше задерживается над горизонтом. Подробный отчёт о событиях экспедиции к этому моменту, несомненно, был записан и оставлен на борту.
Когда весь багаж был собран на льду, на сани погрузили провизию, палатки, инструменты, винтовки и боеприпасы, а к саням веревками привязали китобойные лодки. Для больных были сооружены специальные сани с постелями. Пока все готовились, дни становились всё длиннее, и, наконец, желание отправиться в путь стало настолько сильным, что ничто не могло удержать команду. Но этот преждевременный отъезд был для них роковым! Ни дикие животные, ни эскимосы до конца лета не отваживаются заходить так далеко на север, и даже с полностью загруженными санями провизии хватало всего на сорок дней!
За день до отъезда каждый сделал окончательный отбор своих вещей: драгоценные сувениры – память о самых близких, Библию и часы, отсчитывающие вялый ход времени каждый из этих суровых закаленных испытаниями людей нес с собой в наплечной сумке. Офицеры в последний раз зашли в свои пустые каюты, чтобы убедиться, что ничего важного не было забыто. Внутри корабли выглядели как дом, поспешно покинутый во время наводнения, из которого удалось спасти лишь самое необходимое.
22 апреля 1848 года прозвучал сигнал к отходу, и тяжело груженные сани медленно, рывками, заскрипели по заснеженному, бугристому льду. Топоры, копья и лопаты были в постоянной работе: ими обрубали острые края и расчищали завалы. До Земли короля Уильяма было всего двадцать пять километров, но путь занял три дня! Мачты и корпуса брошенных кораблей уменьшались слишком медленно, но наконец и они исчезли из видимости.
Скоро капитан понял, что так долго продолжаться не может. Багаж снова просмотрели, и всё, что было признано второстепенным, выбросили. Позднейшая спасательная экспедиция обнаружила на пешем пути моряков множество самых разных вещей: части униформы, латунные пуговицы, металлические предметы и тому подобное, что предназначалось для обмена с эскимосами и индейцами. Однако всю провизию и боеприпасы команда взяла с собой, ведь если бы первое закончилось, второе стало бы их единственным спасением.
На санях, ставших значительно более легкими, караван двинулся вдоль западного побережья. Не успели они отойти далеко, как Джон Ирвинг /1/, лейтенант с «Террора», рухнул замертво. В синей форме, завёрнутый в парусину, с шёлковой повязкой на лбу, он был положен между косо установленными камнями, а могилу накрыли плоскими каменными плитами. Рядом с его головой положили серебряную медаль с надписью:
22 апреля 1848 года прозвучал сигнал к отходу, и тяжело груженные сани медленно, рывками, заскрипели по заснеженному, бугристому льду. Топоры, копья и лопаты были в постоянной работе: ими обрубали острые края и расчищали завалы. До Земли короля Уильяма было всего двадцать пять километров, но путь занял три дня! Мачты и корпуса брошенных кораблей уменьшались слишком медленно, но наконец и они исчезли из видимости.
Скоро капитан понял, что так долго продолжаться не может. Багаж снова просмотрели, и всё, что было признано второстепенным, выбросили. Позднейшая спасательная экспедиция обнаружила на пешем пути моряков множество самых разных вещей: части униформы, латунные пуговицы, металлические предметы и тому подобное, что предназначалось для обмена с эскимосами и индейцами. Однако всю провизию и боеприпасы команда взяла с собой, ведь если бы первое закончилось, второе стало бы их единственным спасением.
На санях, ставших значительно более легкими, караван двинулся вдоль западного побережья. Не успели они отойти далеко, как Джон Ирвинг /1/, лейтенант с «Террора», рухнул замертво. В синей форме, завёрнутый в парусину, с шёлковой повязкой на лбу, он был положен между косо установленными камнями, а могилу накрыли плоскими каменными плитами. Рядом с его головой положили серебряную медаль с надписью:
«Вторая премия по математике
Королевской военно-морской академии.
Вручена Джону Ирвингу
в день летнего солнцестояния 1830 года».
Спустя годы покойного опознали по этой медали, и его останки удалось вернуть на родину.
Два залива на западном побережье Земли короля Уильяма были названы в честь двух злополучных кораблей экспедиции Франклина. На берегу самого северного, залива Эребус, измученные английские моряки бросили две китобойные лодки вместе с санями, на которых безо всякой на то нужды их тащили до сих пор. В жертву было принесено и многое другое. Тут и там путь экспедиции отмечали могилы, и чем дальше на юг продвигалась группа, тем более простыми эти могилы становились!
Два залива на западном побережье Земли короля Уильяма были названы в честь двух злополучных кораблей экспедиции Франклина. На берегу самого северного, залива Эребус, измученные английские моряки бросили две китобойные лодки вместе с санями, на которых безо всякой на то нужды их тащили до сих пор. В жертву было принесено и многое другое. Тут и там путь экспедиции отмечали могилы, и чем дальше на юг продвигалась группа, тем более простыми эти могилы становились!
Затем наступило самое страшное. В заливе Террор узы товарищества перестали объединять их! Командир больше не имел никакой власти над командой! Примерно сотня выживших разделилась на две, вероятно, равные группы. Одна, более слабая, хотела вернуться на корабли, где люди, по крайней мере, были бы защищены от ветра и непогоды и могли бы найти еду. Другая продолжила путь вдоль южного побережья на третьей китобойной лодке, надеясь перебраться на материк и дойти до какой-нибудь реки, богатой рыбой. Несомненно, они намеревались вернуться к своим товарищам, как только найдут помощь.
Путь возвращающихся, должно быть, был отчаянным. Отчаянным был и марш тех, кто продолжал путь вперед. О первых практически нам ничего не известно. Вторые тащились вперёд, волоча тяжёлые сани, еле передвигая ноги, пока один за другим не падали в обморок. Никто и не думал хоронить тело товарища; нельзя было задерживаться ради умирающего! У каждого хватало забот о себе. Некоторые умирали по дороге; это позже подтвердилось по найденным скелетам, лежащим лицом вниз.
Выжившие тщетно таскали ящики с боеприпасами, не имея возможности сделать ни одного выстрела, поскольку в мае и июне на острове нет никаких признаков дичи.
Всё меньше людей могли тащить лодку по снегу и льду. Теперь им оставалось ждать открытой воды, чтобы пересечь пролив и добраться до материка. Лед обычно вскрывается здесь в начале июля, и выжившие, несомненно, переправились именно тогда, потому что позже лодку нашли в заливе, который сейчас называется «Заливом Смерти». Если бы там нашли только лодку, то можно было бы подумать, что её могли туда пригнать ветер и волны; но скелеты в лодке и на берегу, а также различное снаряжение, свидетельствовали о том, что во время переправы и высадки на лодке находился экипаж. Многие моменты этого рокового путешествия навсегда остались окутанными тайной. Зачем они вообще два месяца тащили тяжёлые китобойные лодки, если годом ранее во время вылазки незадолго до гибели адмирала они наверняка уже видели на юге материк? Ширина пролива в самом узком месте всего десять километров, и они могли пересечь его в любой точке по льду! Тайна никогда не будет разгадана, потому что абсолютно все погибли, и ни одной строчки записей так и не было найдено!
Когда известия об экспедиции Франклина полностью прекратились, на ее поиски была отправлена первая спасательная экспедиция. Это произошло через два года. А к осени 1860 года уже пятнадцать кораблей участвовали в поисках. Самой смелой и энергичной из всех была жена Франклина, которая годами не теряла надежды увидеть его снова! Она пожертвовала всё своё состояние на поиски пропавшего мужа, а правительство потратило шестнадцать миллионов марок в течение шести лет на снаряжение спасательных экспедиций! Всё было напрасно! Ведь катастрофа к тому времени уже произошла. Одна из экспедиций, отправившаяся в путь в 1848 году, застряла во льдах и придумала довольно необычную идею, как оповещать о терпящих бедствие, где бы они ни находились. Они поймали около сотни горных лисиц, надели на них латунные ошейники с кратким сообщением о местонахождении терпящего бедствие судна, а затем выпустили лисиц на волю!
В 1854 году имена Франклина, Крозье и других участников операции были окончательно вычеркнуты из списков личного состава английского флота. В родном городе Франклина ему был воздвигнут памятник, а в Вестминстерском аббатстве, где покоятся герои Англии, в его честь был установлен мраморный мемориальный камень со словами поэта Альфреда Теннисона:
«Не здесь, но в ледяных объятьях
Заснеженных полей ты пребываешь,
О, человек, герой.
К другому полюсу спешишь ты ныне,
Туда, туда, в небесные чертоги!» /2/
Знаменитый полярный исследователь Юлиус Пайер, открывший Землю Франца-Иосифа, что к востоку от Шпицбергена /3/, написал картину под названием «Залив смерти». На пустынном берегу, среди льдов и снега, лежит вытащенная на берег китобойная лодка, а среди разбросанного багажа – тела нескольких моряков. Внутри лодки в разных позах лежат другие трупы, на лицах которых застыли отчаяние и ужас! Один из них лежит, согнувшись, на открытой Библии, судорожно скомкав в левой руке страницы. На носу лодки стоит на коленях мужчина, последний выживший. Это капитан Крозье. С хладнокровным спокойствием он держит винтовку наготове – приближаются два белых медведя, и он хочет защитить от них себя и своих погибших товарищей!
******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Джон Ирвинг (8 февраля 1815 г. – ок. 1848 г.) – британский офицер Королевского флота и полярный исследователь. Он служил под командованием Фрэнсиса Крозье третьим лейтенантом на корабле HMS Terror во время экспедиции Франклина 1845 года , целью которой было открытие и картографирование ещё неисследованных районов канадской Арктики, включая Северо-Западный проход , а также проведение научных наблюдений. Весь состав экспедиции, включая Ирвинга, погиб на острове Кинг-Уильям и в его окрестностях (территория современного Нунавута , Канада) . Ирвинг – один из немногих мужчин, чьи останки, предположительно, были идентифицированы и перезахоронены в Великобритании.
2.
«Nicht hier! Im eisigen Arm du weilst
Des Pols – ein Mann, ein Held.
Zu einem andern Pol du eilst
Dort oben am Himmelszelt!»
(Alfred Tennyson; 1809-1892)
3. Землю Франца-Иосифа открыла австро-венгерская экспедиция под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта в 1873 году. Архипелаг был назван в честь австро-венгерского императора Франца Иосифа I. Экспедиция достигла островов случайно, когда их корабль «Адмирал Тегетхоф» оказался зажат льдами и его вынесло к мысу Тегетгоф, который расположен на южной оконечности острова Галля в архипелаге Земля Франца-Иосифа. Мыс позже получил свое имя в честь экспедиционного судна «Адмирал Тегетгоф». На мысе ныне расположены памятник экспедиции и руины старого зимовья.
![]() |
| Юлиус Пайер (слева) и Карл Вейпрехт (справа) на обложке издания «Illustriertes Wiener Extrablatt» (25 сентября 1874 года) |
*******************
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Глава 7.
Рассказы инуитов
*******************
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО

.jpg)

Комментариев нет:
Отправить комментарий