СВЕН ГЕДИН. ОТ ПОЛЮСА К ПОЛЮСУ. СРЕДИ НОЧИ И ЛЬДА


ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ

Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала
Глава 5. Среди ночи и льда
Глава 6. Путешествие к Бухте Смерти



ГЛАВА 5. СРЕДИ НОЧИ И ЛЬДА

И снова настало время, когда лёд начал двигаться, и появилась надежда выйти в открытое море. Пленники «Эребуса» и «Террора» наверняка отправились во все стороны на разведку. Возможно, они даже пытались освободиться от ледовых пут с помощью ледорезных пил и взрывчатки. Всё тщетно! Лёд держал корабли крепко. Но однажды, к их великой радости, они обнаружили, что всё ледяное поле движется на юг. Если бы только они смогли добраться до твёрдой земли таким способом! Одна крупная американская компания, назвавшая себя в честь Гудзонова залива, основала небо
льшие торговые фактории далеко на севере, на материке /1/. Если они смогут добраться до них — тогда они будут спасены!

Осень наступала, но надежда на освобождение снова рухнула. Теперь, когда зима была так близка, новая попытка добраться до материка была немыслима. Ведь в этих бескрайних диких краях дичь зимой не водится, и поэтому путь на юг ведёт к верной голодной смерти. Летом можно было надеяться встретить северных оленей и овцебыков, этих странных полярных животных, похожих как на овец, так и на крупный рогатый скот, которые питаются лишайниками и мхами и не заходят на юг дальше 60-й параллели. На западе Северной Америки южная граница ареала овцебыка примерно совпадает с северной границей лесов. Стадо из двадцати-тридцати животных спасло бы от гибели находящихся в бедственном положении моряков Франклина! Если бы только они встретили белых медведей! Или, ещё лучше, тюленей и моржей с их толстым слоем жира. Песцы тоже были бы желанными гостями, появись он в достаточном количестве. Горная лисица, которая питается птичьими яйцами и птенцами, а зимой, сливаясь со снегом благодаря своему белому меху, охотится на куропаток, безусловно, была бы менее привлекательной.

Но теперь сезон уже заканчивался, и дикие животные мигрировали на юг, спасаясь от снега и холода. Офицеры, конечно же, обсуждали, что делать. У них на борту были карты и книги, и они точно знали, сколько километров до первых торговых постов Компании Гудзонова залива, а на маршруте они могли встретить дичь или даже эскимосов! Тем не менее, они решили переждать на борту и третью зиму!

Почему они не воспользовались осенью, чтобы доставить китобойные лодки, сани, палатки, инструменты, боеприпасы и весь тяжёлый багаж на берег острова Короля Уильяма? Даже при скудном дневном свете они могли бы работать по нескольку часов каждый день. Но они предпочли перезимовать в своих каютах! В любом случае, они были совершенно подавлены и с ужасом ожидали надвигающейся темноты. Солнце всё ещё всходило, но на юге оно лишь описывало пологую дугу и снова исчезало через полтора часа. Скоро день длился всего полчаса, светлых минут становилось все меньше, и однажды над горизонтом показался лишь верхний край солнца, сверкавший, словно искрящийся рубин. На следующий день в полдень воцарились сумерки, и лишь отблеск солнца закатно пылал на южном небе. Затем сумерки постепенно становились всё гуще и гуще. Правда, кроваво-красная полоса ещё виднелась на юге в полдень, отбрасывая тускло-фиолетовый отблеск на ледяные поля. Но и она померкла, и наступила полярная ночь, которая на этой широте длится целых шестьдесят дней, тогда как на Северном полюсе – полгода, и звёзды мерцали, словно горящие факелы, на сине-чёрном бархате неба, даже когда часы в офицерской столовой били полдень!

Впрочем, вероятно, здесь не всегда было так непроглядно темно. Помимо звёзд, которые в чистом воздухе на трескучем морозе светят гораздо ярче, чем в более благоприятных для природы местах, свою роль играет и луна. Но её свет делал замёрзшую родину снега и льда ещё более пустынной и зловещей. По крайней мере, в безлунной темноте не было видно, насколько пустынен этот край, куда ни погляди.

Любой, кто проводит свою первую зиму на Крайнем Севере, находит полярную ночь удивительно притягательной, с ее глубокой тишиной холодной тьмы и жалобным воем кружащейся метели. Но ничто не вызывает большего благоговения, чем северное сияние. Даже в Швеции зимой оно не редкость. Хотя известно, что магнитные и электрические поля Земли иногда окутывают почти весь земной шар световым покрывалом, это загадочное явление до сих пор оставляет нас в недоумении. Когда сполохи северного сияния излучали мерцающий свет на севере, древние викинги верили, что это девы валькирии скачут на серебристо-белых конях из Вальхаллы на битву.

Северное сияние обычно неустойчиво. Оно вспыхивает внезапно, мерцает в небе некоторое время, затем угасает и исчезает. Самые длительные – дугообразные языки северного сияния, которые тянут высоко над горизонтом свои молочно-белые дорожки. Часто на краю неба видна только половина дуги, поднимающейся подобно столбу света. В другое время северное сияние напоминает мерцающее пламя, красное внизу и зеленое вверху, стремительно проносящееся по небу. Дальше на север свет становится более желтоватым. Когда все его лучи кажутся сходящимися в одной точке, это называется короной северного сияния. Великолепные цвета быстро сменяются в таком луче света, венчающем Землю. Но лишь изредка свет бывает таким же интенсивным, как сияние полной луны. Однако северное сияние наиболее великолепно, когда оно предстает в виде свисающих с неба драпированных занавесок, развевающихся на ветру.

Для англичан, запертых во льдах, северное сияние, безусловно, утратило всю свою привлекательность! Исхудалые и отупевшие, уставшие от опостылевшего несвежего провианта, измотанные тремя зимами бесконечного, праздного ожидания, они лежали на своих койках, слушая тиканье часов. Единственным развлечением в их монотонном существовании была смерть! Тогда у плотников было дел по горло, а капитан Крозье произносил надгробные речи, которые уже помнил наизусть. За последние две зимы умерли девять офицеров и одиннадцать матросов и большинство – в третью. Об этом рассказывает небольшая полоска бумаги, запрятанная внутри каменной пирамиды на берегу, обнаруженной одиннадцать лет спустя.

Месяцы тьмы подходили к концу. Красная полоса снова зажглась на юге и постепенно становилась ярче. Сумерки сменили тьму, и, наконец, первые лучи солнца опять забрезжили на горизонте. Пожалуй, никогда брахманы на берегах Ганга не встречали восходящее солнце с большей радостью, чем экипажи этих двух злополучных кораблей, «Эребуса» и «Террора».

******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************
ПРИМЕЧАНИЕ

1. Это Hudson's Bay Company (HBC), также известная как «Компания Гудзонова залива». Несмотря на то, что она была основана в Канаде (и имеет там штаб-квартиру), её история тесно связана с Северной Америкой, а её владения когда-то включали территории, ставшие частью Соединённых Штатов, что делает её значимой и для американской истории.

*******************
ПРОДОЛЖЕНИЕ

Глава 6.
Путешествие в Залив Смерти
*******************

КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО

Комментариев нет:

Отправить комментарий