СВЕН ГЕДИН. ОТ ПОЛЮСА К ПОЛЮСУ.ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ДЖОНА ФРАНКЛИНА


ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ

Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала


ГЛАВА 3. ПОЛЯРНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ ДЖОНА ФРАНКЛИНА

Теперь мы находимся прямо на краю вечных льдов. Человеческая пытливая натура уже исследовала все земли, моря и острова. И только два полюса с их ближайшим окружением до сих пор оказывали упорное сопротивление приходу людей. Но стремление к открытиям неистощимо; наука не терпит белых пятен, и неизведанных участков на карте становится все меньше. И поэтому даже обширные ледяные пространства не смогли бы долго оставаться неизведанными. Отвага мореплавателей не отступила перед ними. Гибли один за другим корабли, но им на смену всё новые и новые судна бороздили полярные моря. Северный полюс привлекал в первую очередь, поскольку он находится совсем рядом с Европой, в центре Северного Ледовитого океана, омываемого побережьями Азии, Европы и Северной Америки.

История полярных исследований невероятно богата подвигами и катастрофами. Мы хотели бы кратко напомнить некоторые из них.

Я уже рассказывал об удачной попытке Норденшельда /1/ найти северо-восточный проход вдоль побережья Северной Азии. Самой провальной из таких более ранних попыток  стала полярная экспедиция англичанина Джона Франклина в 1845 году.

Франклин /2/ был офицером английского флота. В Северном и Южном полушариях он неоднократно возглавлял экспедиции, как сухопутные, так и морские, участвовал в морских сражениях и нанёс на карту значительные участки северного побережья Америки к востоку от Берингова пролива. Поэтому он был знаком с большей частью побережья материковой части Америки, и единственной оставшейся задачей было найти судоходный водный путь между крупными островами к северу. Такой путь, несомненно, существовал, но его пригодность для навигации была под вопросом. Группа учёных-экспертов решила снарядить большую экспедицию для поиска такого прохода.

Вся Англия с энтузиазмом восприняла этот замысел, и сотни храбрецов вызвались участвовать в нем. Адмирал Джон Франклин уже бывал в этих краях и поэтому горел желанием возглавить экспедицию. Однако Адмиралтейство опасалось, что шестидесятилетний Франклин с этой задачей уже не справится. «Мне всего пятьдесят девять», — решительно ответил Франклин, и таким образом стал руководителем экспедиции, из которой ни он, ни кто-либо из его подчинённых уже больше не вернутся.


Корабли, полностью готовые к плаванию, получили названия «Эребус», «Террор», «Подземный мир» и «Ужас». Франклин поднял свой адмиралтейский флаг на «Эребусе», где капитан Фицджеймс /3/ был его ближайшим по званию. Капитан Крозье /4/ стал командиром «Террора» и вторым по рангу командиром экспедиции. Офицерский состав подбирался с особой тщательностью: принимались только сильные, закалённые в море люди с глубокими знаниями. На обоих кораблях находились двадцать три офицера и сто одиннадцать матросов. Запас провизии был рассчитан на три года, а в обоих корпусах были установлены паровые машины, чего никогда ранее не делали в полярных морях.

Франклин получил инструкции от вышестоящего начальства, которым он должен был следовать. Естественно, при определенных обстоятельствах он сохранял за собой право действовать иначе. Его задачей было обогнуть Северную Америку от побережья Атлантики и выйти в Тихий океан через Берингов пролив. Выполнение этой задачи означало бы открытие Северо-Западного прохода.

19 мая 1845 года оба корабля покинули Англию. Командир и команда были полны самых радужных надежд на успех и полны решимости приложить все силы для достижения своей цели. Все они мечтали о тёплых ветрах, которые встретят их в Тихом океане, и о бессмертной славе, ожидающей их, когда они проплывут на юг через узкий пролив, где Азия и Америка находятся всего в нескольких милях друг от друга.

В открытом море адмирал обратился к своим людям, объяснив ситуацию и выразив надежду, что каждый исполнит свой долг. Они прошли мимо Оркнейских островов и в День летнего солнцестояния наблюдали, как скрылся из виду мыс Фарвель, южная оконечность Гренландии /5/. На следующий день они столкнулись с первым льдом: огромными дрейфующими айсбергами, их причудливыми, зазубренными очертаниями, с их ватерлинией, изрытой волнами. Для большинства членов экипажа такое зрелище было в новинку. Они стояли на палубе и дивились на эти дрейфующие горы, чьи вершины возвышались даже над вымпелом грот-мачты. Время от времени один из айсбергов переворачивался, и море бурлило. Вода вскипала, когда ледяная гора всплывала вверх своей изъеденной водой подводной частью.


Десять дней спустя оба корабля бросили якорь у острова Диско на западном побережье Гренландии. Здесь они встретились с другим английским кораблём, отправленным вперёд для пополнения запасов провизии и другого снаряжения. Капитан этого корабля был последним, кто разговаривал с членами экспедиции Франклина. Позже он утверждал, что никогда не видел столь дельной группы хорошо подготовленных умелых моряков, полных неподдельного энтузиазма. Он верил, что они доберутся куда угодно. Он взял с собой последнюю почту, отправленную полярными исследователями. Некоторые авторы писем в качестве почтовых адресов указывали Камчатку, Сандвичевы острова и Панаму: через год, думалось им, они вернутся в Европу. В тех письмах сообщалось о воодушевлённой атмосфере в офицерской кают-компании, о восхищении адмиралом, старым морским волком, который даже в штормовую погоду не убавлял количества поднятых парусов, чтобы ускорить движение вперед! Ведь капитан знал, что здесь, на севере, открытая вода держится очень непродолжительное время в самом конце лета. Провизии на три года было с избытком: даже на палубе каждый уголок был забит ящиками и бочками со съестным – чего ещё бояться?

26 июля «Эребус» и «Террор» были замечены английским китобоем. Это был последний раз, когда их видел глаз смертного. С того дня зловещий мрак неизвестности окутал самую злополучную из всех полярных экспедиций!

******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************

ПРИМЕЧАНИЯ


1. Барон Нильс Адольф Эрик Норденшельд (швед. Nils Adolf Erik Nordenskiöld; 1832, Гельсингфорс, Российская империя — 1901, Дальбю, Швеция) — шведский геолог и географ, исследователь Арктики, мореплаватель, историк-картограф.

Известен тем, что первым в истории прошёл на судне «Вега» в 1878—1879 гг. Северо-восточным проходом из Гётеборгской гавани через Берингов пролив в Тихий океан.

2. Джон Франклин (англ. John Franklin; 16 апреля 1786, Спилсби, Линкольншир — 11 июня 1847, остров Кинг-Уильям) — английский мореплаватель, исследователь Арктики, контр-адмирал. 


3. Джеймс Фицджеймс (27 июля 1813 — не ранее 26 апреля 1848) — офицер Британского Королевского Военно-Морского Флота, участвовавший в двух больших исследовательских экспедициях и двух военных кампаниях.


4. Фрэнсис Родон Мойра Крозье (англ. Francis Rawdon Moira Crozier; 16 августа 1796, Банбридж, Ирландия — после 1848) — офицер Королевского военно-морского флота Великобритании. Участник шести арктических и антарктических исследовательских экспедиций.

5. Мыс Уманарссуак (гренл. Uummannarsuaq) или Фарвель (дат. Kap Farvel — досл. «прощай») — самая южная точка Гренландии.     



ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Глава 4. Смерть адмирала.

КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО



Комментариев нет:

Отправить комментарий