ПРИТЧА О КЛЮЧАХ ОТ НЕБЕСНЫХ ВРАТ


ЦИКЛ "БИБЛЕЙСКИЕ ЛЕГЕНДЫ"
*********************** 


Жил когда-то на свете великий и могучий царь, правивший многими землями. Неисчислимые сокровища мира принадлежали ему: каждый день перебирал он драгоценные камни Офира /1/, любуясь их блеском, и, гуляя в своем саду, вдыхал нежный аромат роз Дамаска /2/. Но при всем богатстве недоставало царю одного: ключей от врат небесных. Знал он, что ключи эти драгоценней всех сокровищ мирских: нет ничего на земле, что могло бы сравниться с ними, но трудно, очень трудно достать их сынам человеческим.

Разослал владыка во все стороны тысячи гонцов, но никто так и не смог раздобыть небесных ключей. Многих мудрецов, приходивших к нему, расспрашивал он о них, но не было у мудрых старцев ответа. И лишь один человек со странными глазами, пришедший из Индии, с улыбкой взглянул на драгоценности Офира и розы Дамаска, промолвив: "Можно получить в дар все сокровища на земле, но ключи от неба каждый должен найти для себя сам".

И решил царь во что бы то ни стало исполнить свое сокровенное желание и разыскать небесные ключи. То было время, когда люди еще могли видеть, где небо смыкается с землей, и каждый знал про высокую гору, на вершине которой стоят небесные врата. Далека туда дорога, не каждому дано дойти до цели. Лишь избранные смогут пройти весь путь до конца. 

Правитель оставил свое царство и отправился в путь. Много дней шел он, пока не дошел до той великой горы, а затем начал подниматься на нее, все вверх и вверх, пока не добрался до вершины. Перед небесными вратами, зубцы которых утопали в солнечном сиянии, стоял Архангел Гавриил, хранитель дивного сада Божия.

— О, Пребывающий в Славе Небесной, — сказал царь, — преклони ко мне свой слух и услышь голос мой. Владею я неисчислимыми сокровищами земными, многие страны подвластны мне, играю я драгоценными камнями Офира и вдыхаю пьянящий аромат роз Дамаска. Но не обрести мне покоя, пока не найду я ключи от неба. Иначе как могут распахнуться передо мною золотые ворота его?

— Истинно так, — ответствовал ему Архангел Гавриил. — Без трех ключей небесных не сможешь открыть ты этих ворот, даже если владеешь всеми тайнами и сокровищами земными. Но найти их под силу каждому смертному. Когда наступает весна, расцветают небесные ключи множеством цветов на земле, благоухают зеленью лесов и полей, журчат переливами ручьев и рек. 

— Как же это? — с изумлением спросил царь. — Неужели достаточно просто сорвать малый цветок, чтобы завладеть ключом? Луга и леса полны ими, на всех путях наступаешь на них.

— Истинно, что люди топчут ногами множество небесных сокровищ, — молвил ангел, — но добыть ключи не так легко, как ты мог подумать. Найти их сможет лишь тот, кому они предназначены. Тогда расцветают они прекрасным цветком у ног его. 

В этот момент к вратам рая подбежал ребенок, зажав в маленькой ручке три ключика, и застенчиво посмотрел снизу вверх на Ангела, что стоял перед ним. Затем дитя коснулось створок, врата широко распахнулись, и Архангел Гавриил повел ребенка в Царствие Небесное. Ворота закрылись снова, и царь остался один. Задумчиво спустился он с горы обратно в мир людей — и везде были луга и леса, полные прекраснейших цветов земли. Пели птицы, густой зеленью колыхались под ветром высокие травы. Чуден был Божий мир в разгар поздней весны.
«Разве не найду я ключей от неба, — думал царь, — если даже ребенок смог разыскать их?» 

Но проходили годы и годы, прошло множество лет, а небесные ключи так и не были найдены.

Однажды ехал царь верхом со своей великолепной свитой, и грязная, оборванная девочка-сирота, сидевшая на обочине дороги, попросила у него милостыню, когда он проезжал мимо. 

«Это просто жалкая попрошайка!» — стали говорить придворные, отталкивая ребенка.

Но царь все эти годы много думал о словах Небесного посланника, и старался постичь их мудрость. Он взял грязную нищую девочку, посадил с собой на коня и привез домой. Там он накормил, одел ребенка и стал заботиться о нем, как о родном.

И вот у ног его расцвел маленький золотой цветок. А царь объявил всех бедняков и детей своими братьями. Он начал понимать их нужды и заботы, ведь они стали ему не чужими. 

Снова шли годы, ехал царь как-то по лесу. Внезапно увидел он волка, который попал в капкан и страдал оттого, что не мог освободиться. «Пусть подыхает!» — сказали придворные, загораживая взор царя от несчастного животного.

Но царь взял увечного зверя и отнес на руках в свой дворец. Он сам вылечил волка, и зверь с тех пор никогда не отходил от него. И вот у ног царя расцвел второй небесный цветок. С тех пор царь объявил всех животных и птиц своими братьями. Он начал понимать их язык, ведь они стали частью его.

И снова миновали долгие годы. Однажды царь гулял в своем саду, слушая, как плещет вода в фонтанах, вдыхая чудесный аромат цветов, растущих здесь, и восхищаясь великолепием этого места.

Случайно увидел он у садовой дорожки неприглядный маленький цветочек, который умирал от жажды, поникнув пыльными листьями на палящем солнце. "Я принесу воды и полью его", — сказал царь. 

На эти слова садовник недоуменно возразил: "Это же ничтожный сорняк! Я собирался вырвать его и сжечь. Ему не место здесь, в царском саду возле прекрасных цветов".

Но царь снял свой золотой шлем, наполнил его водой и полил растение — тогда оно снова задышало и расправило листья. И, глядь — у ног царя расцвел третий небесный ключ-цветок, а рядом встала девочка-нищенка, положив руку на спину волка. И царь узрел врата небесные на крутой горе настежь открытыми. А в солнечном свете, заливавшем зубчатые стены, стоял Архангел Гавриил, державший за руку дитя, что когда-то уже нашло свой путь на небо.

Небесные ключи все еще цветут на земле. Сияют они ярче и прекрасней, чем все драгоценные камни Офира и розы Дамаска, напоминая людям, что до́лжно им почаще глядеть в небо.

Manfred Kyber
Märchen. 1927
Himmelsschlüssel



ПРИМЕЧАНИЯ

1. Имеется в виду легендарная страна царя Соломона, упоминаемая в Библии, которая славилась золотом, драгоценностями и другими диковинками. Веками мореплаватели со всех концов мира пытались найти путь в загадочный, полный чудес Офир.

2. Розой Дамаска, или розой Таифа, называют старинный сорт Rósa damascena. Он культивируется аравийцами несколько тысячелетий. Дамасская роза всегда считалась царским цветком. К ее бархатным лепесткам прикасались только пальцы монархов. Простые смертные, осмелившиеся притронуться к драгоценной дамасской розе, рисковали быть казненными.





КОПИРОВАНИЕ/ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С СОГЛАСИЯ АВТОРА

Комментариев нет:

Отправить комментарий