ОБЕД С ПЕТРОМ ВЕЛИКИМ

 

Бюст Петра I в Спа.
******************

ЦИКЛ "ЛИСТАЯ СТАРЫЕ СТРАНИЦЫ"
****************************
Еженедельник "Gartenlaube".
Leipzig, 1883, Heft 25, S. 348
"Ein Mittagsmahl bei Peter dem Großen“.
*********************

В письме, которое каноник Льежа и благочинный церкви Святого Креста господин фон Лаунаж написал министру и статс-секретарю курфюрста Кёльна в 1717 году, был описан обед, данный Петром Великим.

Вот что говорится в нем.

«В пятницу я приехал в город Спа, где в это время остановился русский царь /1/. Он жил в палатке /2/. Я взял на себя смелость преподнести ему тазик вишен и инжира из моего сада. Это ему очень понравилось. Он немедленно начал их есть и, вероятно, забыв, что утром выпил свои двадцать один стакан воды, во мгновение ока съел в общей сложности двенадцать инжиров и около шести фунтов вишен /3/. На следующий день он оказал мне честь, пригласив к столу.

Я, конечно же, захотел дать вам описание этой необычной трапезы, о которой было сказано только, что Его Величество обычно так и обедает. Стол был накрыт на восемь персон, но чудесным образом за ним разместилось двенадцать человек. Царь сидел во главе стола в ночном колпаке и без галстуха /4/, остальные уселись вокруг стола, но в добром футе от него. Два солдата из гарнизона принесли по большому блюду, в которых решительно ничего не было. Впрочем, по краям стола стояли глиняные миски с бульоном, и в каждой плавало по куску мяса.

Каждый присутствующий взял по миске и поставил ее перед собой. Однако, учитывая расстояние до стола, для того, чтобы достать ложку супа, приходилось изо всех сил тянуть вперед руку. Если кто-то доедал бульон с мясом, но не наедался, то без лишних церемоний черпал из миски соседа. Так, например, поступил и сам царь, запустивший ложку в миску своего канцлера. У адмирала галеры, казалось, совсем не было аппетита, поскольку он развлекался тем, что грыз себе ногти. Тут пришел малый, который принес шесть бутылок вина, но не поставил их на стол, а швырнул, как горсть игральных кубиков.

Царь взял одну бутылку и налил каждому гостю вина. Мое место было рядом с канцлером. Когда тот заметил, что я ем мясо без соли, поскольку на столе была только одна солонка рядом с царем, он очень вежливо сказал мне: «Если хотите соли, милостивый государь, то берите ее безо всяких церемоний». Послушавшись, я протянул руку прямо к царю и таким образом на протяжении всей трапезы обеспечивал себя солью.

Тем временем наступила смена блюд. Солдату, который случайно проходил мимо кухни, вручили миску с едой, и, поскольку он не успел снять шляпу, то на входе потряс головой, пытаясь ее скинуть. Но царь показал ему знаком, что он может войти без церемоний - в головном уборе, каков есть.

Второе блюдо состояло из двух телячьих ножек и четырех цыплят. Его Величество взял рукой из миски самого большого цыпленка и обнюхал его. Затем, указав мне знаком, что он находит его аппетитным, милостиво бросил мне на тарелку. Десерт представлял собой блюдо бисквитов из кондитерской Спа, после чего обеденная трапеза подошла к своему завершению.

Обеденный стол выглядел очень красочно. Бульон почти из всех мисок проливался на скатерть, как и вино, потому что бутылки должным образом не закупоривали. Когда все встали из-за стола, скатерть вся была пропитана жиром и вином.

Царь подошел к окну. Здесь он взял ножницы, которыми снимают нагар со свечей, и начал чистить ими ногти, не заботясь о том, что те были в свечном сале и к тому же покрыты ржавчиной. К счастью, у меня было время почитать требник, и я, раскланявшись и соблюдая принятый в высших кругах политес, удалился прочь /5/».

ПЕРЕВОД С НЕМ.ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ
******************


ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

С давних времён бельгийский городок Спа славился своими целебными водами. Они были известны уже древним римлянам, вероятно, они и назвали его источники — «Spa» (валлонск. «espa» — фонтан). Воды железистых источников Спа были приятны на вкус, исцеляли от многих болезней и были настолько популярны, что о них писал в своей «Естественной истории» Плиний Старший.

1. В 1717 году во время своего второго путешествия по Европе Пётр I заехал в бельгийский курортный городок Спа (Spa), куда отправился по совету своего лейб-медика Роберта Эрскина*, чтобы полечиться на местных водах. В течение четырёх недель (с 24 июня до 25 июля 1717 года) Пётр находился в Спа и пил здесь целебные минеральные воды.

*Роберт Карлович Арескин (Эрскин) (англ. Robert Erskine; 1677 — 1718) — шотландец, лейб-медик Петра Великого, доктор медицины и философии. Сферой увлечения Арескина была бальнеология. Изучая минеральные источники в окрестностях Санкт-Петербурга, он открыл и исследовал Полюстровские воды на Охте и рекомендовал их тем больным, которые страдали расстройством нервов.

2. По приезду царя в Спа недалеко от источника минеральной воды был разбит палаточный городок, в котором жил Петр со своей свитой. Ныне на этом месте находится площадь, названная в его честь площадью Петра Великого.

3. Несмотря на рекомендации врачей выпивать не более трёх стаканов лечебной минеральной воды в день, Пётр пил каждый день по 20, а то и 30 стаканов воды. Сообщается, что российский государь имел привычку закусывать минеральную воду местными фруктами, сорванными тут же прямо с деревьев.  Бельгийские врачи считали, что сочетание свежих фруктов с лечебной водой очень вредно и нарушает пищеварение. 

Как мы видим, льежский каноник скрупулезно подсчитал, сколько инжира и вишни съел русский царь из его подарка.

4. По свидетельству современников, Пётр Великий часто встречал своих гостей «по-домашнему», не заботясь о своем внешнем виде.

5. Пётр Великий отличался от европейских государей не только своим впечатляющим ростом, но и весьма своеобразным поведением. Для европейцев он был другим, совершенно незнакомым им человеком, с непредсказуемой и необычной манерой общения. Пётр I, несмотря на то, что был правителем огромного государства, был весьма прост и доступен, что вызывало не только интерес к его персоне, но также и недоумение, как, впрочем, и желание посплетничать, что мы и видим из письма каноника Льежа и благочинного церкви Святого Креста господина фон Лаунажа. Прочие европейские властители как прошлого, так и настоящего ни представителей среднего класса, ни уж тем более простолюдинов к себе близко не допускали - как минимум, во избежание лишних пересудов.
Т.К.

Комментариев нет:

Отправить комментарий