СВЕН ГЕДИН. ОТ ПОЛЮСА К ПОЛЮСУ. СМЕРТЬ АДМИРАЛА

 


ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ

Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала
Глава 5. В ночи среди льдов

Пролив Ланкастер. Лето. Совр. фото
********************************

ГЛАВА 4. СМЕРТЬ АДМИРАЛА

О дальнейшей судьбе двух злополучных кораблей, «Эребуса» и «Террора», достоверно известно лишь несколько подробностей, которые были обнаружены лишь спустя много лет спасательными экспедициями. Но этих подробностей вполне достаточно, чтобы вдумчивое воображение смогло представить себе ужасную драму гибели кораблей с их экипажами.

Путешествие продолжилось на северо-запад. Экспедиция прошла между двумя крупными островами и достигла пролива Ланкастер. Дальнейшему продвижению помешал непроходимый паковый лед /1/. Паровые двигатели оказались настолько слабыми, что их можно было использовать только в спокойной, открытой воде. Однако в проливе, ведущем на север, всё ещё была открытая вода, и здесь корабли могли пройти километров 250, прежде чем лёд безжалостно поставил точку: «Только досюда и не на метр дальше!» После этого моряки повернули на юг через второй открытый пролив. 

Наступила осень; снег уже покрывал всё вокруг, и в проливе образовывался новый лёд. У небольшого острова была найдена защищённая гавань, и здесь Франклин решил расположиться на зимовку.

Как протекала жизнь на борту кораблей долгой зимней ночью, можно только догадываться. Офицеры, вероятно, читали и учились, пока команда была занята тем, что насыпала высокие сугробы, доходящие до бортов кораблей, чтобы как-то согреть внутренние помещения. 

Моряки также строили снежные хижины на льду и на суше для научных наблюдений и бодрствовали день и ночь, чтобы обеспечить наготове постоянный запас воды на случай пожара или вымерзания насосов. Когда долгая полярная ночь наконец закончилась и на южном горизонте забрезжила февральская заря, когда день ото дня небо становилось всё светлее, и снова засияло солнце, командиры и команда, вероятно, отправились на охоту к соседним островам. С наступлением темноты у всех возродилась надежда. 

От Северо-Западного прохода оставалось всего 420 километров неизведанного побережья. Разве не было почти гарантировано, что новый год станет свидетелем их радостного возвращения домой? Солнце задерживалось на горизонте все дольше и дольше, пока, наконец, не наступил долгий полярный день, в течение которого оно никогда не заходит.

Лишь поздней осенью «Эребус» и «Террор» освободились от ледяного плена и наконец смогли покинуть небольшой остров. Трое мертвых осталось на берегу. Спустя пять лет спасательная экспедиция обнаружила их могилы с несколькими простыми надписями. Это единственная причина, по которой мы знаем, что адмирал Франклин зимовал в этом месте.

На юг пролив был открыт. Как же ликовали моряки! На запад всё ещё тянулся толстый лёд, но и южный путь в конце концов должен был повернуть на запад. Миля за милей корабли плыли на юг, уклоняясь от дрейфующих льдов. На востоке и западе виднелись берега крупных островов, а прямо по курсу просматривалась Земля Короля Уильяма, ближайший сосед материка. Таким образом, большая часть Северо-Западного прохода была пройдена, ведь до уже знакомых берегов на западе оставалось всего 200 километров.

И всё же каким безнадёжно долгим показался этот отрезок пути, когда несколько дней спустя корабли снова оказались в ледяной ловушке! Подгоняемые ветрами и течениями, ледяные глыбы громоздились и смерзались, превращаясь в твёрдую, как скала, массу. Команда по-прежнему не теряла надежды на спасение. Зима быстро приближалась, но последние осенние южные штормы всё ещё могли сломать лёд и оттеснить его на север. Но он всё плотнее смыкался вокруг кораблей, и вся надежда угасла. 

Дни становились короче, стремительно приближалась вторая зима, и, как и в прошлом году, к её приходу готовились. Корабли крепко промерзли на 70-м градусе северной широты, даже южнее северной оконечности Скандинавии. Но тут Гольфстрим своими тёплыми водами не поддерживал море открытым. Никогда больше офицеры и команда не услышат, как о борта «Эребуса» и «Террора» плещутся морские волны!

Эта зима, должна была быть менее приятной, чем предыдущая. Корабли оказались в неудобной позиции: на открытом рейде, без какой-либо защиты со стороны побережья. Они лежали, словно в тисках, и давление пакового льда грозило расплющить их. Корпуса кораблей скрипели и стонали, словно умоляя, чтобы их выпустили обратно на волю! Сколько ещё они могли сопротивляться? Нужно было быть постоянно готовым к моменту, когда дерево не выдержит, раздастся оглушительный грохот, и корабли, раздавленные, как ореховая скорлупа, исчезнут в бездонной черной пучине. Жизнь на борту застрявших кораблей, должно быть, была полна мучительного беспокойства. 

И самой ужасной была наступившая темнота, когда солнце уходило за горизонт в последний раз. Словно тени, скользили люди по тёмным коридорам под палубой, где воздух был спертым, сырым и затхлым. Какой смысл находиться на открытом пространстве, где так же темно, что не видно ни дюйма? Лучше лежать в каюте и читать при бледном свете свечи. 

Но если под давлением льда корабли накренились, было ещё хуже: балансировать в кромешной тьме коридоров между качающимися ящиками и тюками под палубой было опасно для жизни. Единственным развлечением был звонок, созывающий пленных Арктики на обед. Разговоры становились всё более краткими, ведь все знали друг друга вдоль и поперёк. Кто мог рассказать остальным что-то новое? Кругом одни и те же лица! Возникало почти искушение сбежать от товарищей и уединиться в своей каюте. Лишь бы эта долгая, жестокая тьма наконец закончилась!

Но мало того: как оказалось, с экспедицией Франклина поступили мерзко ещё на берегу, до ее отплытия. Об этом можно вспоминать только с отвращением: торговец, поставлявший мясные консервы для обоих кораблей, отпустил негодный товар, и банки оказались заполнены протухшим мясом, опилками и гравием! Тысячи таких банок позже были найдены на берегах, куда причаливали корабли Франклина. Те, кто оказался в плену вечных льдов, наверняка знали, что провизии на три года не хватит. Ко второй зиме люди уже должны были ясно понимать, что их съестные запасы быстро тают. 

Пролив Ланкастер. Лето. Совр. фото
********************************

Прошла вторая зима, и вернулось солнце! Постепенно в коридорах под палубой стало светлее, и больше не нужно было зажигать сальную свечу, чтобы почитать вечером. Наконец, солнце снова светило двадцать четыре часа в сутки, ослепительнее, чем когда-либо, ведь корабли всё ещё были скованы льдом и снегом! Далеко на юге и востоке виднелись холмы Земли короля Уильяма. Если бы только лёд ослабил свою хватку и начал двигаться! 

Но на западе всё ещё лежал паковый лёд, и, без сомнения, корабли были повреждены долгим ледовым пленом. Два офицера в сопровождении шести матросов предприняли поход к Земле короля Уильяма, откуда в ясную погоду можно было увидеть материковую часть Северной Америки. Там, где они повернули назад, они оставили в пирамиде из камней краткий отчёт о важнейших событиях, случившихся на борту. Эти строки были найдены много лет спустя.

С добрыми новостями и большими надеждами исследователи вернулись на корабли. Но какой же шок ждал их! Адмирал Франклин был на смертном одре! Ожидание оказалось для него слишком долгим. Всё, что они смогли сделать, – это сообщить ему, что Северо-Западный проход должен считаться открытым. Несколько дней спустя, в июне 1847 года, он умер, и после жизни, полной отваги и мужества, эту смерть можно было считать его благословением. Несомненно, на его губах играла гордая улыбка, когда он засыпал навечно!

Каково же было на «Эребусе» в тот траурный день? Долгий полярный день был в самом разгаре. Солнечные лучи преломлялись в острых гранях льда и рассыпались на все цвета призмы. На борту было тихо; на бизань-мачте развевался приспущенный английский флаг. Люди печально ходили по коридорам, тихо перешептываясь у адмиральской каюты. Бледные и измученные, они лишились своего проводника, который знал здешние земли на юге лучше любого из них. 

Корабельный плотник сколотил гроб. В него положили адмирала Франклина в полной парадной форме. Возможно, гроб был покрыт английским флагом, и офицеры понесли его по палубе и по льду. В кристально чистом льду была выдолблена могила. В нее опустили гроб и засыпали его кусками льда и ледяной крошкой. 

Новый главнокомандующий, капитан Крозье, подошел к кресту на ледяном холме, чтобы произнести траурную речь, в то время как остальные стояли вокруг него с непокрытыми головами. И, конечно же, бледные люди в поношенных теплых полярных костюмах пели погребальные гимны своей родины. Торжественное и трогательное песнопение разносилось по ледяным полям. Безмолвно они вернулись на «Эребус» и «Террор», где почувствовали себя еще более несчастными, чем когда-либо прежде. Им снова было суждено оставаться здесь еще на один год!
******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************

ПРИМЕЧАНИЕ

1. Паковый лёд — это многолетний, толстый (не менее 3 метров) и труднопроходимый морской лёд, который просуществовал более двух лет и дрейфует в виде обширных полей в полярных районах, особенно в Арктическом бассейне. Его можно использовать для стационарного размещения научных станций в течение полярного лета.

************************



ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Глава 5. В ночи среди льдов

************************

КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО

Комментариев нет:

Отправить комментарий