ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ
Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала
Глава 5. В ночи среди льдов
![]() |
| Пролив Ланкастер. Лето. Совр. фото ******************************** |
ГЛАВА 4. СМЕРТЬ АДМИРАЛА
О дальнейшей судьбе двух злополучных кораблей, «Эребуса» и «Террора», достоверно известно лишь несколько подробностей, которые были обнаружены лишь спустя много лет спасательными экспедициями. Но этих подробностей вполне достаточно, чтобы вдумчивое воображение смогло представить себе ужасную драму гибели кораблей с их экипажами.
Путешествие продолжилось на северо-запад. Экспедиция прошла между двумя крупными островами и достигла пролива Ланкастер. Дальнейшему продвижению помешал непроходимый паковый лед /1/. Паровые двигатели оказались настолько слабыми, что их можно было использовать только в спокойной, открытой воде. Однако в проливе, ведущем на север, всё ещё была открытая вода, и здесь корабли могли пройти километров 250, прежде чем лёд безжалостно поставил точку: «Только досюда и не на метр дальше!» После этого моряки повернули на юг через второй открытый пролив.
Наступила осень; снег уже покрывал всё вокруг, и в проливе образовывался новый лёд. У небольшого острова была найдена защищённая гавань, и здесь Франклин решил расположиться на зимовку.
Как протекала жизнь на борту кораблей долгой зимней ночью, можно только догадываться. Офицеры, вероятно, читали и учились, пока команда была занята тем, что насыпала высокие сугробы, доходящие до бортов кораблей, чтобы как-то согреть внутренние помещения.
Моряки также строили снежные хижины на льду и на суше для научных наблюдений и бодрствовали день и ночь, чтобы обеспечить наготове постоянный запас воды на случай пожара или вымерзания насосов. Когда долгая полярная ночь наконец закончилась и на южном горизонте забрезжила февральская заря, когда день ото дня небо становилось всё светлее, и снова засияло солнце, командиры и команда, вероятно, отправились на охоту к соседним островам. С наступлением темноты у всех возродилась надежда.
От Северо-Западного прохода оставалось всего 420 километров неизведанного побережья. Разве не было почти гарантировано, что новый год станет свидетелем их радостного возвращения домой? Солнце задерживалось на горизонте все дольше и дольше, пока, наконец, не наступил долгий полярный день, в течение которого оно никогда не заходит.
Лишь поздней осенью «Эребус» и «Террор» освободились от ледяного плена и наконец смогли покинуть небольшой остров. Трое мертвых осталось на берегу. Спустя пять лет спасательная экспедиция обнаружила их могилы с несколькими простыми надписями. Это единственная причина, по которой мы знаем, что адмирал Франклин зимовал в этом месте.
На юг пролив был открыт. Как же ликовали моряки! На запад всё ещё тянулся толстый лёд, но и южный путь в конце концов должен был повернуть на запад. Миля за милей корабли плыли на юг, уклоняясь от дрейфующих льдов. На востоке и западе виднелись берега крупных островов, а прямо по курсу просматривалась Земля Короля Уильяма, ближайший сосед материка. Таким образом, большая часть Северо-Западного прохода была пройдена, ведь до уже знакомых берегов на западе оставалось всего 200 километров.
И всё же каким безнадёжно долгим показался этот отрезок пути, когда несколько дней спустя корабли снова оказались в ледяной ловушке! Подгоняемые ветрами и течениями, ледяные глыбы громоздились и смерзались, превращаясь в твёрдую, как скала, массу. Команда по-прежнему не теряла надежды на спасение. Зима быстро приближалась, но последние осенние южные штормы всё ещё могли сломать лёд и оттеснить его на север. Но он всё плотнее смыкался вокруг кораблей, и вся надежда угасла.
Дни становились короче, стремительно приближалась вторая зима, и, как и в прошлом году, к её приходу готовились. Корабли крепко промерзли на 70-м градусе северной широты, даже южнее северной оконечности Скандинавии. Но тут Гольфстрим своими тёплыми водами не поддерживал море открытым. Никогда больше офицеры и команда не услышат, как о борта «Эребуса» и «Террора» плещутся морские волны!
Эта зима, должна была быть менее приятной, чем предыдущая. Корабли оказались в неудобной позиции: на открытом рейде, без какой-либо защиты со стороны побережья. Они лежали, словно в тисках, и давление пакового льда грозило расплющить их. Корпуса кораблей скрипели и стонали, словно умоляя, чтобы их выпустили обратно на волю! Сколько ещё они могли сопротивляться? Нужно было быть постоянно готовым к моменту, когда дерево не выдержит, раздастся оглушительный грохот, и корабли, раздавленные, как ореховая скорлупа, исчезнут в бездонной черной пучине. Жизнь на борту застрявших кораблей, должно быть, была полна мучительного беспокойства.
И самой ужасной была наступившая темнота, когда солнце уходило за горизонт в последний раз. Словно тени, скользили люди по тёмным коридорам под палубой, где воздух был спертым, сырым и затхлым. Какой смысл находиться на открытом пространстве, где так же темно, что не видно ни дюйма? Лучше лежать в каюте и читать при бледном свете свечи.
Но если под давлением льда корабли накренились, было ещё хуже: балансировать в кромешной тьме коридоров между качающимися ящиками и тюками под палубой было опасно для жизни. Единственным развлечением был звонок, созывающий пленных Арктики на обед. Разговоры становились всё более краткими, ведь все знали друг друга вдоль и поперёк. Кто мог рассказать остальным что-то новое? Кругом одни и те же лица! Возникало почти искушение сбежать от товарищей и уединиться в своей каюте. Лишь бы эта долгая, жестокая тьма наконец закончилась!
Но мало того: как оказалось, с экспедицией Франклина поступили мерзко ещё на берегу, до ее отплытия. Об этом можно вспоминать только с отвращением: торговец, поставлявший мясные консервы для обоих кораблей, отпустил негодный товар, и банки оказались заполнены протухшим мясом, опилками и гравием! Тысячи таких банок позже были найдены на берегах, куда причаливали корабли Франклина. Те, кто оказался в плену вечных льдов, наверняка знали, что провизии на три года не хватит. Ко второй зиме люди уже должны были ясно понимать, что их съестные запасы быстро тают.
![]() |
| Пролив Ланкастер. Лето. Совр. фото ******************************** |
Прошла вторая зима, и вернулось солнце! Постепенно в коридорах под палубой стало светлее, и больше не нужно было зажигать сальную свечу, чтобы почитать вечером. Наконец, солнце снова светило двадцать четыре часа в сутки, ослепительнее, чем когда-либо, ведь корабли всё ещё были скованы льдом и снегом! Далеко на юге и востоке виднелись холмы Земли короля Уильяма. Если бы только лёд ослабил свою хватку и начал двигаться!
Но на западе всё ещё лежал паковый лёд, и, без сомнения, корабли были повреждены долгим ледовым пленом. Два офицера в сопровождении шести матросов предприняли поход к Земле короля Уильяма, откуда в ясную погоду можно было увидеть материковую часть Северной Америки. Там, где они повернули назад, они оставили в пирамиде из камней краткий отчёт о важнейших событиях, случившихся на борту. Эти строки были найдены много лет спустя.
С добрыми новостями и большими надеждами исследователи вернулись на корабли. Но какой же шок ждал их! Адмирал Франклин был на смертном одре! Ожидание оказалось для него слишком долгим. Всё, что они смогли сделать, – это сообщить ему, что Северо-Западный проход должен считаться открытым. Несколько дней спустя, в июне 1847 года, он умер, и после жизни, полной отваги и мужества, эту смерть можно было считать его благословением. Несомненно, на его губах играла гордая улыбка, когда он засыпал навечно!
Каково же было на «Эребусе» в тот траурный день? Долгий полярный день был в самом разгаре. Солнечные лучи преломлялись в острых гранях льда и рассыпались на все цвета призмы. На борту было тихо; на бизань-мачте развевался приспущенный английский флаг. Люди печально ходили по коридорам, тихо перешептываясь у адмиральской каюты. Бледные и измученные, они лишились своего проводника, который знал здешние земли на юге лучше любого из них.
Корабельный плотник сколотил гроб. В него положили адмирала Франклина в полной парадной форме. Возможно, гроб был покрыт английским флагом, и офицеры понесли его по палубе и по льду. В кристально чистом льду была выдолблена могила. В нее опустили гроб и засыпали его кусками льда и ледяной крошкой.
Новый главнокомандующий, капитан Крозье, подошел к кресту на ледяном холме, чтобы произнести траурную речь, в то время как остальные стояли вокруг него с непокрытыми головами. И, конечно же, бледные люди в поношенных теплых полярных костюмах пели погребальные гимны своей родины. Торжественное и трогательное песнопение разносилось по ледяным полям. Безмолвно они вернулись на «Эребус» и «Террор», где почувствовали себя еще более несчастными, чем когда-либо прежде. Им снова было суждено оставаться здесь еще на один год!
******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Паковый лёд — это многолетний, толстый (не менее 3 метров) и труднопроходимый морской лёд, который просуществовал более двух лет и дрейфует в виде обширных полей в полярных районах, особенно в Арктическом бассейне. Его можно использовать для стационарного размещения научных станций в течение полярного лета.
************************
ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Глава 5. В ночи среди льдов
************************
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО



Комментариев нет:
Отправить комментарий