ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗАРИСОВКИ. 1827


Конногвардейский манеж.
Архитектор Дж.Кваренги. 1807
***********************

Петербургские зарисовки.
Мемуары иностранца. 1827
********************
Skizzen aus St. Petersburg
********************

ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

За соблюдением дисциплины и порядка в армии следят очень строго. Эта строгость распространяется и на одежду офицеров. Так, на костюмированных балах никому из военных не разрешается носить маскарадный костюм, в обществе можно появляться только в форме.

Сам император Александр I соблюдал эти правила дисциплины до мельчайших деталей и не терпел даже малейшего нарушения их другими. Однажды он заметил, что у офицера Генерального штаба гвардии, который был близким родственником князя Голицына, концы воротника рубашки выступают над шейным платком. Монарх, разговаривая с ним, собственноручно начал засовывать концы воротника под платок.

В любое время года, даже самое суровое, Его Величество присутствовал на утреннем военном смотре, одетый в простую форму, тем самым принуждая каждого офицера следовать его примеру и не одеваться теплее. После смотра он обычно проходил пешком вдоль строя, так что офицерам приходилось быть настороже, чтобы император не застал их врасплох, если заметит какое-нибудь упущение с их стороны /1/.

Александр I не обладал теми воинскими качествами, которые вызывают у солдат восторг от своего полководца. Тем не менее, он понимал искусство завоевания у них популярности. Следующий пример показывает, что он ничем не пренебрегал, чтобы повысить свой престиж в армии.

После похода во Францию ​​российский сенат распорядился построить в честь императора Триумфальную арку из бронзы близ знаменитого увеселительного дворца Царского Села. Александр I оговорил за собой право самому сочинить надпись на ней. После возвращения в Россию Императорская Гвардия, проходя через Царское Село, прочитала под фризом Триумфальной арки следующую надпись золотыми буквами: «Любезным моим сослуживцам».

Александр I любил гулять по улицам столицы в простой военной шинели. Часто, встречая незнакомца, он останавливался и разговаривал с ним, а его знание нескольких языков позволяло ему легко удовлетворять свое любопытство. Нередки были встречи с императором и на частных вечерах, которые он посещал по своему желанию. Принимавший участие как в беседах, так и в светских удовольствиях, вежливый со всеми, Александр доказал, что самый могущественный человек в империи может быть в то же время любезным и обходительным.

Военное сословие имеет в России большой вес и пользуется значительными привилегиями. Их обособленность от других сословий велика. Так, антагонизм между военными и купечеством более заметен, чем в любой другой европейской стране. Антипатия этих двух сословий друг к другу настолько значительна, что редко можно встретить военных и купцов за одним столом или в одной компании /2/.

Как ни велико рвение, с которым высшие классы делают военную карьеру, среди них все-таки можно найти людей, которые становиться военными не хотят.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ

Русские посты, которых бывает не менее четырех в год, налагают на православных верующих гораздо более суровые ограничения, чем на католиков. Тем не менее, трудно найти людей, даже среди просвещенных классов, которые позволяют себе их обходить. Народ, очень терпимый к другим религиям, доводит свое религиозное рвение до крайности: никто так не щедр на земные поклоны, крестные знамения и пр., как русские. Эти акты благочестия совершаются не только низшими сословиями: я видел в Казанской церкви средь бела дня собственными глазами, как отец князя Волконского накинул платок на изображение святого, поцеловал, затем снова накинул его на другую икону, и продолжал эту церемонию целования, пока его силы не иссякли.

После сорока дней строжайшего воздержания следуют одно за другим праздники. Пасха их начинает, и она одно из самых странных празднеств.

Ровно в двенадцать ночи пушечный выстрел из Петропавловской цитадели возвещает о начале праздника. «Христос воскресе», — кричат ​​повсюду люди и обнимают друг друга. От монарха до последнего солдата, от знатного господина до самого низкого крепостного - все обязаны забыть и простить всякую обиду. В момент, когда гремят пушки, великие князья, высшие государственные чиновники, придворные и все, кто имеет высокий чин, проходят нескончаемой свитой перед императором и императрицей, которые, не сходя с места, дарят всем без исключения братский поцелуй.

На пасхальное бдение в Петербурге я пошел вслед за толпой в церковь Казанской Божьей Матери, уже заполненную бесчисленным количеством верующих. Работая усердно локтями, - трюк, которому я научился в Лондоне, - мне удалось добраться до середины церкви. Когда наконец пение, звон колоколов и пушечные выстрелы возвестили об окончании церемонии, я немало удивился, увидев, как мужчины и женщины после многочисленных поздравлений уселись на полу церкви, образовав круг, и с величайшим аппетитом начали есть пироги с мясом, которые принесли с собой /3/.

Выйдя из церкви, люди до рассвета гуляют по ярко освещенным улицам столицы, общаются, желают друг другу счастья и дарят крашеные яйца. «Христос воскресе!» - эти слова непременно сопровождаются дружеским объятьем. Празднование длится до следующей ночи. В приличном обществе принято дарить знакомым дамам яйца из фарфора или хрусталя, украшенные лентами. Принимая подарок и приветствия, дама протягивает кавалеру руку для поцелуя и прижимается губами к его щеке.

Спустя несколько недель после Пасхи суровость зимы все еще заметна; Но в мае месяце происходит такая резкая перемена температуры, что Нева становится судоходной менее чем за 14 дней. Как только земля освобождается от плотного снега, так долго покрывавшего ее, она украшается прекраснейшей зеленью и все вокруг зацветает. Город пустеет, потому что все уезжают в деревню. То ли из-за быстрого перехода от одного сезона к другому, то ли потому, что россияне с большей охотой используют четыре месяца своего самого прекрасного времени года – нельзя отрицать, что ни в одной другой стране Европы весна не бывает такой очаровательной и смеющейся, как в окрестностях российской столицы.

*****

ПЕРЕВОД С НЕМ. ЯЗЫКА
ТАТЬЯНЫ КОЛИВАЙ

 

ОРИГИНАЛ. ССЫЛКА

Оригинальный текст статьи взят из:
«Мемуары дона Хуана ван Халена». Т. II. Париж 1827 г.
«Mémoires de Don Juan van Halen». T. II. Paris 1827.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В Петербурге дежурный гвардейский батальон в зимнее время занимается строевой подготовкой в большом квадратном крытом манеже, где имеется достаточно места для таких маневров. Александр I каждое утро ездил туда верхом в сопровождении своего генерального штаба и отряда кавалерии. Это здание, образующее один огромный зал, особенно примечательно тем, что потолок его не опирается на колонны. В Москве есть аналогичный манеж, еще большего размера, построенный по плану и под руководством генерала Августина Бетанкура.

2. В Петербурге и Москве есть очень богатые купцы, принадлежащие к классу крепостных. Они, конечно, живут отдельно от военных. В прибалтийских провинциях и везде, где встречаются немецкие, английские и французские купцы, они живут в самых дружественных связях с военным сословием.

3. В православных церквях нет ни скамеек, ни стульев. Каждый прихожанин обязан молиться стоя. Даже император не имеет привилегии сидеть во время службы. Вся инструментальная музыка в храмах запрещена. Но гармоничные голоса певцов возвышают дух и подготавливают прихожан к религиозному настрою чувств и мыслей.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий