ТОМ II. ОТ КРАЙНЕГО СЕВЕРА К ЭКВАТОРУ
Глава 1. В страну полуночного солнца
Глава 2. На мысе Нордкап
Глава 3. Полярная экспедиция Джона Франклина
Глава 4. Смерть адмирала
Глава 5. Среди ночи и льда
Глава 6. Путешествие к Заливу Смерти
Глава 7. Рассказы инуитов
Глава 8. На Восточном побережье Гренландии
Глава 9. В осаде у белых медведей
Глава 10.Двести дней на льдине
![]() |
| "Жанетта во льдах Арктики" ************************ |
ГЛАВА 12. ЭКСПЕДИЦИЯ ДЕ ЛОНГА К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ 1879-1881.
ЧАСТЬ 2/из 4-х
Гибель "Жаннетты"
Тем временем, в начале сентября 1879 года «Жаннетта» уже застряла в толстом слое льда, и, поскольку не могла сдвинуться ни на дюйм, она была пришвартована к ближнему участку льдины. Огонь под паровыми котлами был погашен. К следующему утру судно было полностью зажато со всех сторон. Как оказалось впоследствии, на двадцать один месяц! Моряки спокойно приняли свою участь и надеялись, что их льдина скоро начнет дрейфовать. На замерзших пресноводных заводях, образовавшихся на льду, команда каталась на коньках; одни занимались чтением, другие охотились. Были убиты два моржа и несколько белых медведей. Когда один из индейцев убил своего первого моржа, он засунул руку в еще теплую пасть животного, вытащил ее, покрытую кровью, и сначала мазнул кровью, а затем снегом себе по лбу. Этот обычай, которому его научил отец, должен был обеспечивать ему удачу на охоте.
Вскоре, по наблюдениям за небом, стало ясно, что корабль лишь казался неподвижным во льду. Неравномерное океанское течение несло всё ледяное поле на северо-запад. Если бы оно двигалось чуть быстрее, то не было бы более лёгкого способа пересечь Северный полюс! Но движение льда было крайне медленным. Часто ледяное поле дрейфовало на большие расстояния по кривой и по кругу. Потребовалось почти два года, чтобы добраться от острова Врангеля до Новосибирских островов, расположенных всего в тысяче километров!
Эта ледовая тюрьма «Жаннетты» отнюдь не была лишена опасностей. Лед оказывал на судно огромное давление. Руль был снят, но винт остался на месте, а ледяные глыбы по его периметру были отколоты и распилены. Приборы были размещены в нескольких сотнях метров от корабля на льду, где была построена обсерватория, которая поддерживала телефонную связь с судном – абсолютная новинка в то время! «Жаннетта» застряла в двухметровом слое льда, но из-за того, что ледяные глыбы кое-где под огромным давлением сталкивались друг с другом, толщина льда в некоторых местах достигала шести метров. Во время таких столкновений ледяных масс звуковые раскаты вокруг «Жаннетты» были подобны громовым, и от моряков требовалась крайняя осторожность.
До этого считалось, что остров Врангеля тянется на север к полюсу, подобно второй Гренландии. Однако дрейф «Жаннетты» показал, что остров довольно мал и море вокруг его берегов по-прежнему в значительной степени открыто. Тюленей и моржей было очень много, но китов-белух было обнаружено всего два.
В начале ноября треск льда, постоянно менявшего свое положение, стал совершенно оглушительным. Собаки выли от ужаса: ни они, ни их хозяева никогда не слышали такого шума. Иногда льдины разваливались, и «Жаннетта» на короткое время всплывала на воде. Тут и там образовывались трещины и каналы, и несколько дней экипаж корабля пребывал в таком смятении, что едва мог заставить себя выпить чашку чая.
10 ноября началась трехмесячная зимняя ночь -- время тишины, во время которого все намеревались расслабиться, чтобы хоть как-то передохнуть. В 7:00 утра обычно звучал сигнал побудки, и растапливалась печь. Завтрак был в 9:00, а с 11:00 до 13:00 все должны были отправляться на охоту, чтобы немного размяться. В 3:00 часа дня звенел звонок, зовущий на обед, после чего кухонный очаг тушили, чтобы экономить уголь. В 8:00 вечера предлагался чай и холодные закуски, а затем все ложились спать. Меню предлагало значительное разнообразие: два раза в неделю подавали жареное мясо белого медведя или тюленя. Вино пили только по праздничным поводам. В Рождество весь экипаж в парадной форме появился на богослужении, чтобы поздравить офицеров, а затем был приглашен ими на праздничный ужин. Вечер был отмечен театральной постановкой. В остальные дни экипаж развлекали лекциями.
Однако в январе 1880 года «Жаннетта» подверглась такому сильному натиску льда, что образовалась течь. Место протечки было неизвестно, но уровень воды в носовом отсеке неуклонно поднимался, и пришлось запустить насосы. С тех пор они работали целых восемнадцать месяцев!
В начале февраля удалось подстрелить полярную лису. Что она вообще здесь делала? В конце концов, остров Врангеля находился довольно далеко от материка. Возможно, мастер Рейнеке /1/ учуял запах собак и забежал так далеко по льду, пытаясь уйти от преследования. В другой раз белый медведь попытался навестить корабль. Встреченный разъяренными собаками, он не повернул назад, а обратил своих противников в бегство. Храброе животное, безусловно, заслуживало лучшей участи, чем оказаться в меню «Жаннетты», поделенным на небольшие порции.
Когда вернулось солнце, встреченное бурными овациями, моряки с удивлением обнаружили, насколько бледными и серо-желтыми стали их лица. Температура упала почти до пятидесяти градусов.
В мае изредка появлялись чайки, а иногда залетали гаги или дикие утки. Летом погода установилась чудесная. Даже собакам было невыносимо жарко под постоянным солнцем, и они, тяжело дыша, лежали в тени на палубе.
Таким образом, месяц за месяцем «Жаннетта» в своих ледяных оковах двигалась все дальше на север. Наблюдения моряков, вроде бы, указывали на то, что весь Северный Ледовитый океан был покрыт мантией дрейфующего льда, который, по крайней мере, у сибирского побережья, медленно двигался в направлении, противоположном стрелке часов, а именно с востока, через север, на запад.
Затем наступила вторая полярная ночь, длившаяся четверть года. Здоровье моряков пострадало сильнее, чем в первую зиму. Появились признаки цинги – коварной полярной болезни, на счету которой было множество жизней, и корабельный врач трудился не покладая рук.
18 мая лоцман из «бочки» — наблюдательного пункта на вершине грот-мачты — заметил на юго-западе, где ранее не было видно ничего, узкую береговую линию. Это был всего лишь небольшой пустынный остров. Впоследствии он получил свое название в честь «Жаннетты» – корабля, застрявшего во льдах /2/. Несколько дней спустя в поле зрения появился второй остров, мимо которого медленно прошла «Жаннетта».
В начале июня во льду вокруг корабля образовались огромные трещины. Вечером 10-го числа ощущались сильные толчки, и в течение всей светлой июньской ночи льдины, окружавшие корабль, развалились, появились большие водные пространства, и «Жаннетта» почти оказалась на плаву. Руль был установлен на место, паровые котлы запущены, и все обрадовались, надеясь наконец выбраться из пакового льда.
Здесь обрываются записи в судовом журнале капитана Де Лонга. Однако в своем дневнике он продолжает рассказ. В нем говорится, что утром 11 июня «Жаннетта» наконец-то вырвалась из ледового плена, и все почувствовали себя так, словно корабль только что спустили на воду! Весь экипаж выбежал из кают на палубу, бурно выражая свою радость по поводу кристально чистой голубой воды, в которой свободно колыхался корабль.
Моряки опустили якорь, ожидая открытия прохода. Но их ожидание было напрасным! Лед снова надвигался со всех сторон, и 12 июня корабль был снова зажат ледовыми массами сильнее, чем когда-либо. Погода при этом была великолепная. Когда давление льда немного спало, часть экипажа отправилась на охоту, и во время их отсутствия ледовый натиск возобновился. Сигнал флагом, который поднял Де Лонг, созвал всех обратно на борт, и когда последний из охотников, индеец, задыхаясь, вернулся с убитым тюленем на плече, лед давил уже так сильно, что корабль резко накренился. Все были в ужасной панике! «Жаннетта» была обречена на то, что ее расплющит, если лед продолжит давить, а давил он с бешеной силой. Судно боролось за выживание: палуба поднималась волнами, а лестница на командный мостик обрушилась! Машинист также покинул свой пост с тревожным криком: «Лед проникает в угольные бункеры!»
Затем послышался шум воды, хлещущей через щели судна. Офицеры и экипаж работали, как галерные рабы. Де Лонг отдавал приказы с мостика, матросы стояли по грудь в воде, передавая друг другу ящики с провизией. Но по мере того, как вода под палубой поднималась все выше и выше, им приходилось покидать свои позиции. Сани, шлюпки и запасы продовольствия были некоторое время назад перенесены в безопасное место, подальше от корабля. Теперь морякам оставалось только спасать то, что можно было спасти. Офицеры и экипаж уже собрали свои личные вещи, и настало время их забрать. Вода затопила каюты и салоны. На бизань-мачте был поднят флаг – предупреждение о гибели корабля! Всё, что удалось вытащить, отнесли в лагерь, где были разбиты палатки. Тем временем лёд неумолимо наступал, корабль сильно накренился на правый борт. Он уже был полон воды и держался на плаву только тискам льда!
Последние члены экипажа спрыгнули с палубы, которая медленно уходила под воду. Затем капитан сошел с командного мостика и последним покинул тонущий корабль! В 3 часа ночи 13 июня весь корпус «Жаннетты» ушел под воду, его трубы исчезли в волнах, наверху виднелись только мачты. С треском расщепились об острые кромки льда реи, и, наконец, на поверхности осталась лишь огромная полынья, повторявшая обводы корабля, – словно черная бездонная могила. Только несколько буев и досок плавали на воде.
Экипаж «Жаннетты» стоял неподвижно и молча, как на похоронах, а собаки жалобно выли. Затем медленно по черной полынье скользнула льдина, словно опустилась заслонка печи крематория!
Люди молча пошли в лагерь, где все спасенные вещи лежали сваленными в живописную кучу. Еды хватало на два-три месяца: мясо, хлеб, сахар, чай, шоколад, мясной экстракт и другие припасы. Там же находилось несколько винтовок и две тысячи патронов. Были спасены две небольшие лодки и китобойная шлюпка, сани, палатки и другие вещи.
Вокруг простирался ледяной пейзаж, пустынный и безлюдный. От корабля, который так долго был этим людям домом, не осталось и следа. Они чувствовали себя, как жалкие нищие, выброшенные на улицу злым домовладельцем. Несчастье случилось в воскресенье. В обычный час Де Лонг созвал своих людей на церковную службу.
Затем лагерь привели в относительный порядок, обустроили палатки, сделав их уютными, удобными и теплыми. Рядом находились Новосибирские острова, и люди могли без особого труда добраться по морю до дельты Лены на сибирском побережье. Вечером моряки пели под звуки аккордеона.
Де Лонг дал своим людям шесть дней на подготовку к выступлению в поход. Лодки были привязаны к самым большим саням и заполнены палатками, провизией и остальным багажом. Капитан проследил, чтобы были взяты судовые журналы, все записи и карты. Никому не разрешалось брать ничего лишнего или слишком громоздкого; груз каждого ограничивался двумя войлочными одеялами, двумя парами чулок, нижним бельем, перчатками, двумя шапками, сменной обувью, парой защитных очков, пачкой табака с трубкой и спичками, а также несколькими другими мелкими предметами. Когда все было готово к выступлению, группа насчитывала 28 человек и 23 собаки.
******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
(ЭКСПЕДИЦИЯ ДЕ ЛОНГА. ЧАСТЬ 3/из 4-х)
(ЭКСПЕДИЦИЯ ДЕ ЛОНГА. ЧАСТЬ 3/из 4-х)
1. «Мастер Рейнеке» – намек на главного героя средневекового эпоса и сатирической поэмы И.В.Гёте«Рейнеке-лис», где главный герой, лис, выступает как многогранный символ хитрости, ума и коварства, способный выжить в средневековом обществе. Он символизирует победу изворотливого разума над грубой силой, высмеивая пороки феодального строя: продажность правосудия, алчность церкви и глупость придворных.
2. Остров Жаннетты — остров в группе островов Де-Лонга в Восточно-Сибирском море, в северо-восточной части Новосибирских островов. Принадлежит России. Площадь около 3,3 км², высота — до 351 метров. Административно входит в состав Республики Саха. Остров необитаем.


Комментариев нет:
Отправить комментарий