50. ГОНКОНГ
Утром 29 октября мы
прошли мимо первых островов и скалистых утесов, и перед нами открылся
необыкновенно красивый, чарующий вход в гавань, напоминающий шведские шхеры.
Дул сильный северо-восточный муссон; солёная пена бурлила вокруг носа нашего
парохода «Дели» и падала на палубу мелкими сверкающими брызгами. Однако зыбь
была едва заметна, поскольку многочисленные острова разбивали волны, сдерживая
их натиск. К полудню мы оказались в просторной, прекрасной акватории гавани острова
Гонконг, воды которой были настолько мелкими, что лопасти винтов взбивали
серо-коричневый ил со дна. Мимо нас прошла целая флотилия небольших паровых баркасов. Мы
медленно проплывали мимо бесчисленных кораблей к якорной стоянке и буям. Здесь
на ветру развевались флаги всех торговых держав: английский, китайский,
японский, американский и немецкий резко выделялись на фоне других.
Каждый отель
отправляет свой паровой баркас за новыми гостями. Однако после того, как
пароход встанет на якорь, первым делом нужно выгрузить европейскую почту —
большое количество запечатанных мешков — в почтовые катера. Родственники и
друзья некоторых пассажиров затем забирают свои.
Меня встретил английский
капитан, присланный губернатором сэром Фредериком Лугардом /2/, чтобы приветствовать
и пригласить к губернатору в гости. Великолепный белый шлюп с развевающимся на
воде кормовым флагом за считанные минуты доставил нас к причалу Виктории.
Виктория — столица Гонконга, где проживает почти половина из 440.000 жителей
острова, большинство из которых — китайцы. Гонконг, являющийся британской
колонией с 1842 года, может похвастаться беспрецедентным судоходным трафиком,
превосходящим даже Лондон, Гамбург и Нью-Йорк! Регулярные пароходные сообщения
соединяют Гонконг с многочисленными портовыми городами по всему миру, и отсюда
на борту великолепных немецких пароходов можно за сорок пять дней добраться до
Гамбурга. Торговля Гонконга огромна, и британцы держат здесь базу своей
Восточно-Азиатской эскадры с превосходными доками и причалами, угольными складами
и казармами. Многие державы имеют в Гонконге консулов для защиты интересов своих стран. Достаточно провести здесь всего
несколько часов, чтобы оценить значение этого острова и восхититься мощью и
предприимчивостью Англии. Гибралтар, Аден, Коломбо, Сингапур и Гонконг — все
ключевые пункты на морском пути на Дальний Восток — находятся в руках
британцев. Англичане во время войны могут использовать свой сильный флот,
чтобы блокировать доступ кораблям других держав.
На причале меня
ждал паланкин с тентом и двумя длинными перекладинами. Он был очень элегантно оформлен,
выкрашен в красный и белый цвета, а по бокам красовалась императорская корона
Великобритании. Носильщиками были четверо китайцев в красных мундирах, каждый с
золотой короной на груди. Они несли меня в размеренном ритме по извилистым,
крутым, но чистым и красивым улочкам Виктории, и я покачивался в кресле
паланкина, словно на спине верблюда. Вскоре в пышный сад открылась калитка из
штакетника, и на ступенях «Правительственного здания» меня приветствовал сам губернатор.
Вечером состоялся ужин, после которого всех гостей, дам и джентльменов, снова
проводили в паланкинах, в сопровождении китайцев с фонарями, на открытую
площадь, где английский полк устроил веселую прощальную вечеринку. Они завершили
здесь свою двухлетнюю службу и теперь переводились в Сингапур, где должны были
служить еще два года. С вершины холма открывался прекрасный вид на луг, где
солдаты, каждый с бумажным фонарем в руке, создавали извивающихся огненных
драконов и другие фигуры.
Через несколько
дней мои крепкие китайские носильщики отнесли меня в «горный домик» – летнюю
резиденцию губернатора, расположенную на высоте
Неподалеку стояла
небольшая, чистенькая английская церковь, и здесь я неожиданно встретил
капитана «Дели» и нескольких попутчиков, все они выглядели очень серьёзными и
торжественными. Церковный алтарь был украшен пальмами и тропическими
растениями. Цветы распространяли опьяняющий аромат. «Когда же она придёт?»
– раздавался вопрос, и все смотрели вниз на тропинку. Но вот вскоре из-за
поворота показалась группа носилок. В белом шёлковом платье, с вуалью на
волосах и букетом белых лилий в руках появилась женщина, которую мы ждали, юная
леди, которая путешествовала с нами из Коломбо. Вся команда корабля полюбила
её; её звонкий ребяческий смех разносился по индийским волнам, и мы называли её
«Королевой Дальнего Востока». Теперь она праздновала свадьбу с незнакомым нам
джентльменом, и казалось, что теперь, когда её не будет, наш «Дели» опустеет и
станет унылым.
Сколько тайн могли
поведать палубы многих кораблей, перевозящих белых мужчин и женщин вдоль жёлтых
и медно-коричневых побережий Азии! Почти каждое плавание – словно маленький
роман, разворачивающийся на борту. Однажды, рассказал мне капитан, он плыл из
Англии в Коломбо, и среди пассажиров была молодая девушка, которая должна была
встретиться со своим женихом в Коломбо. Но по пути она влюбилась в другого, и
по прибытии капитану выпала печальная обязанность сообщить брошенному жениху,
что его возлюбленная нашла на борту нового поклонника!
Но наша маленькая «Королева Дальнего Востока» хранила верность своему возлюбленному на протяжении всего плавания. И вот теперь в этой горной церквушке они сочетались законным браком!
![]() |
| В гавани Гонконга. Фото нач. XX в. ************************ |
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гонконгская гавань, около 1865 г. На фотографии изображено несколько кораблей с поднятыми парусами, в том числе американский клипер в самом центре гавани. Справа видны три британских флага, ещё один американский корабль стоит на якоре, а слева и на зданиях на мысе – видно множество европейских флагов. На вершине горы Виктория установлена сигнальная башня.
2. Сэр Фредерик Джон Дилтри Лугард (англ. Frederick John Dealtry Lugard; 22 января 1858 — 11 апреля 1945), 1-й барон Лугард — британский военный, исследователь Африки, колониальный администратор.
КОПИРОВАНИЕ ТЕКСТА БЕЗ СОГЛАСИЯ ПЕРЕВОДЧИКА ЗАПРЕЩЕНО.



Комментариев нет:
Отправить комментарий