Бомбей — жемчужина среди городов мира и ключ к Индии. Именно сюда, через Суэцкий канал, прибывают пароходы из Европы, и отсюда продолжается путь по железной дороге. Бесчисленные корабли швартуются в гавани, разгружая или загружая грузы, ведь Бомбей — богатый торговый город с населением в 300.000 человек.
Здесь мы еще раз видим представителей различных народов и религий, с которыми встречались на нашем пути во внутренних районах страны. Бомбей также является домом для последних остатков некогда великого и могущественного народа. За шестьсот-семьсот лет до нашей эры жил мудрец по имени Зороастр, основатель религии, которая распространилась на всю Персию и соседние страны, и под знаменем которой «Герой среди царей» Ксеркс повел свои огромные армии на Грецию. Когда в 650 году воинственные проповедники ислама наводнили Персию, многие тысячи последователей Зороастра бежали в Индию. Эти остатки того народа до сих пор живут в Бомбее и носят имя парсов. Они – истинные хозяева этого города и, будучи умными, трудолюбивыми и богатыми купцами, главенствуют в местной торговле.
Вера парсов включает в себя безграничное почитание огня, воды и земли. Чтобы избежать осквернения земли могилами или осквернения огня кремацией трупов, парсы практикуют свой особый обряд погребения. На высоком холме полуострова, далеко выступающего в море, высятся низкие круглые башни, называемые «Башнями молчания». В одну из этих башен кладут тело обнажённым, без гроба, и через несколько минут от усопшего остаётся лишь скелет, ибо на соседних деревьях гнездятся крупные стервятники, которые спешат выполнить свою основательную работу. А в это время под кипарисами и великолепными деревьями парка, окружающего Башни молчания, родственники усопшего предаются своему горю. И место захоронения не может быть более величественным: на западе и юге простирается бескрайнее море с его бурными, обдуваемыми муссонами волнами, а на севере и востоке лежит Бомбей – царица Индийского океана.
Сегодня 14 октября 1908 года, одиннадцать часов утра, и через два часа пароход «Дели» отплывет из Бомбея на Дальний Восток. Длина парохода составляет 151 метр, грузоподъёмность — 8.000 тонн. Он перевозит пассажиров и грузы в Шанхай. Паром принадлежит крупной богатой компании «Peninsular and Oriental» /1/, которая получает ежегодную субсидию в размере более пяти миллионов марок от английской почтовой администрации. За это ее корабли перевозят почту к берегам Азии и Австралии. От Англии до Суэцкого канала основной доход приносят пассажиры, а оттуда, дальше на восток, — грузы. Каждое судно платит 40.000 марок за проход через Суэцкий канал, но это всё равно гораздо дешевле, чем плыть вокруг всего Африканского континента, как приходилось раньше.
Перед посадкой необходимо пройти осмотр у врача, поскольку Бомбей – основной рассадник чумы. Затем отдают швартовы – крепкие якорные тросы, – и винты судна начинают вращаться. Целый час требуется на то, чтобы наш огромный корабль медленно отошел от причала гавани, но затем он начинает скользить по волнам залива между бесчисленными суднами под разными флагами, а позади нас лежит Бомбей с его домами, храмами, дымовыми трубами и гаванью с густым лесом мачт.
Доступ на верхнюю палубу парохода «Дели» имеют только офицеры корабля. Здесь находится рулевая рубка со штурвалом и компасом, а за ней – капитанская каюта. Средняя палуба с солнцезащитным навесом предназначена для пассажиров. Чтобы совершить десятикилометровую утреннюю прогулку, мне нужно обойти эту палубу семьдесят раз. На ее просторной площадке англичане играют в крикет, а чтобы мячи не вылетели за борт, натянуты защитные сетки. В великолепно отделанном салоне стоят письменные столы и диваны, есть даже пианино, а ближе к корме расположена курительная комната, где после трапезы подают кофе. На нижней палубе расположены спальные каюты, где так жарко, что не хочется и укрываться одеялом.
Просыпаясь утром, я жму на электрическую кнопку. Приходит служитель англичанин, вызывает моего чёрного цирюльника, а тем временем в большой фарфоровой купели готовит мне ванну с морской водой, после которой я принимаю душ с водой пресной и сажусь за свой первый завтрак, который состоит из чая, небольшой порции печенья и бананов. Ко второму завтраку все пассажиры собираются в большой столовой, расположенной на один пролёт ниже. Здесь же в 7:30 вечера для всех накрывается обед, который готовят и подают португальцы-метисы, выходцы из Гоа – владения Португалии на западном побережье Индии.
Мы медленно уплываем от берегов Индии. Солнце быстро погружается в море, сумерки здесь короткие, и вскоре в электрическом освещении корабля блестят только волны вокруг парохода. Тут и там в густой темноте вспыхивают маленькие искорки света – это пароходы, идущие либо из Бомбея, либо в него. На следующий день мы оставляем позади Гоа, а справа – Лаккадивские острова. Побережье всё ещё видно, а перед нами протянулась полоса песка и гальки, и по этой отмели мощными волнами прокатывается океанский прибой. Небо светло-голубое, над побережьем плывут лёгкие облака, а паруса судна сияют, словно крылья гигантского лебедя. В девять часов вечера нас ожидает великолепное буйство красок: волны вокруг парохода начинают сиять ослепительным голубовато-белым светом, словно мы плывем по ртути или по молнии. Когда сияние меркнет и, наконец, совсем исчезает, луна растягивает над морем свой мерцающий серебряный мост. Ночь безмолвна; слышно лишь монотонное, глухое гудение моторов, и даже в час ночи я всё ещё брожу по палубе, наслаждаясь прохладным ночным воздухом. Какое прекрасное чувство свободы охватывает меня после стольких скитаний по бескрайним пустыням Азии!
Утром 17 октября мы проплывём мимо мыса Коморин, южной оконечности Индии. Если оттуда направиться на юг, то через полтора дня мы достигнем Экватора, и перед нами раскинутся обширные водные пустыни южного побережья земного полушария. Продолжая движение в этом направлении, мы в конце концов доплывем до двух небольших одиноких скалистых островов, чьи голые берега омываются всеми штормами Индийского океана. Это Нью-Амстердам и Сент-Пол /2/. И на этом маршруте часть Антарктического материка, носящая имя Вильгельма II, положила бы конец нашему путешествию.
Но мы поворачиваем на юго-восток и в полдень видим остров Цейлон, медленно поднимающийся из моря на горизонте. Издалека сияет белая лента пенящегося прибоя. Особенно великолепно это зрелище летом, когда свирепый ветер, известный как юго-западный муссон, дует непрерывно в течение нескольких месяцев. Это благословение для всей Индии, поскольку этот муссон даёт зерно и рис земле, на которой живут 300 миллионов человек.
За лесом паровых труб, парусов и мачт виднеется сплошная масса азиатских и европейских домов. Это Коломбо, столица Цейлона и главный порт для всех судов, курсирующих между Европой и Дальним Востоком. Из гавани выходят гребные лодки и крепят якорные цепи к огромным плавучим буям. Сингалы /3/ и индусы торопливо взбегают по трапу «Дели» и бросаются к багажу путешественников. На них лишь лоскут розовой или белой ткани, обмотанный вокруг бедер, и платок в виде гребня на голове. Шлюп доставляет нас на берег. Улицы Коломбо кишат медно-коричневыми людьми, кэбами, трамваями, конными экипажами и маленькими двухколесными рикшами, в которые впряжены полуголые мужчины. Среди целой рощи стройных кокосовых пальм виднеются хижины местных жителей и дома европейских чиновников и коммерсантов.
На следующий день к «Дели» причаливает пароход «Молдавия» /4/. Он везет пассажиров и товары из Англии. Тех, которые следуют в Восточную Азию, мы сейчас принимаем на борт, в то время как «Молдавия» продолжает свое двухнедельное путешествие в Австралию. Новые пассажиры – это в основном государственные служащие и офицеры, которые были в отпуске с семьями на родине и теперь возвращаются домой, а также торговцы и путешественники. Среди них – шведский инженер, который налаживает телефонную связь в Сиаме /5/, и красивая молодая девушка, следующая в Гонконг, где живёт её жених и где должна состояться их свадьба.
Когда всё готово, оркестр «Молдавии» играет марш, и под приветственные возгласы экипажа пароход «Дели» снова выходит в открытое море, где около семидесяти новых пассажиров вскоре исчезают в своих каютах. Вечером мы поворачиваем на восток у южных предгорий Цейлона и берём курс, которого будем придерживаться до северного мыса Суматры. Остаётся ещё 1.650 километров пути, что займёт шестьдесят часов путешествия на нашем комфортабельном пароходе «Дели».
******************
Перевод с немецкого языка
Татьяны Коливай
******************
ПРИМЕЧАНИЯ
1. P&O (полностью The Peninsular and Oriental Steam Navigation Company) — британская судоходная и логистическая компания, основанная в начале XIX века.
2. Острова Нью-Амстердам (ныне Амстердам) и Сент-Пол расположены в районе Французских Южных и Антарктических территорий южной части Индийского океана. Население составляет около двадцати пяти человек зимой и пятьдесят человек летом.
3. Сингалы, сингальцы — индоарийский народ, основное население Шри-Ланки.
4. «Молдавия» /«Moldavia»/ — пассажирский пароход, построенный в 1903 году компанией British Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O) и использовавшийся для пассажирских и почтовых перевозок между Великобританией и Австралией. В 1915 году судно было приобретено Британским Адмиралтейством и использовалось в качестве вспомогательного крейсера. 23 мая 1918 года «Молдавия» была потоплена в Ла-Манше немецкой подводной лодкой, в результате чего погибло 56 американских солдат. Это событие стало крупнейшей потерей американских войск при затоплении судна во время Первой мировой войны.
1. P&O (полностью The Peninsular and Oriental Steam Navigation Company) — британская судоходная и логистическая компания, основанная в начале XIX века.
2. Острова Нью-Амстердам (ныне Амстердам) и Сент-Пол расположены в районе Французских Южных и Антарктических территорий южной части Индийского океана. Население составляет около двадцати пяти человек зимой и пятьдесят человек летом.
3. Сингалы, сингальцы — индоарийский народ, основное население Шри-Ланки.
4. «Молдавия» /«Moldavia»/ — пассажирский пароход, построенный в 1903 году компанией British Peninsular and Oriental Steam Navigation Company (P&O) и использовавшийся для пассажирских и почтовых перевозок между Великобританией и Австралией. В 1915 году судно было приобретено Британским Адмиралтейством и использовалось в качестве вспомогательного крейсера. 23 мая 1918 года «Молдавия» была потоплена в Ла-Манше немецкой подводной лодкой, в результате чего погибло 56 американских солдат. Это событие стало крупнейшей потерей американских войск при затоплении судна во время Первой мировой войны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий